Какими в реальной жизни были святые
Категория: Святые
Человеку, который смотрит на христианство новоначальным или поверхностным взглядом, святые представляются некими невообразимыми духовными гигантами, подражание коим вовсе никому невозможно. Таким образом, святой начинает мыслиться некой фигурой, как бы сошедшей непосредственно с Неба. Такому праведнику неведомы страсти и пороки, а искушения он легко преодолевает, если и знает вообще.Подобное представление о святости отчасти связано с неправильным подходом к жизнеописательной литературе. Так, в знаменитых житиях Димитрия Ростовского почти полностью исключен из повествования его путь к святости. Святой представлен как некий конечный результат. Но как он пришел в такую меру благодати, из житий не видно и не понятно.
А между тем святые не были особенными людьми на тот момент, когда начинали стремиться к святости. По мысли святого Серафима Саровского, они ничем не отличались от людей, кроме решимости приобщиться к свету. Путь этого приобщения был долог и труден у каждого из них.
Так, святая Иустина, которую враг по приказу колдуна Киприана искушал блудными чувствами, отразила нападение. В житии говорится, что, ощущая в себе блудное разжжение, святая начинала молиться. Однако это означает и то, что ей приходилось бороться с блудными чувствами. Быть может, такая подробность кому-то покажется недостаточно благочестивой и не соотносящейся с обликом святой, но эта деталь правдиво воссоздаёт жизнь сердца молодой девушки, которая хочет сохранить чистоту.
О чём-то подобном говорит и Серафим Саровский: «Молодому человеку нельзя не гореть, но огонь страсти может быть в самом начале погашен молитвой». Несомненно, что эти слова великий святой говорит из собственного опыта.
Каждому святому в начале пути были свойственны все человеческие страсти в большей или меньшей мере. Иоанн Лествичник даже говорит, что все бесстрастные вошли в бесстрастие из страстного состояния.
Святым были свойственны разнообразные немощи, которые не чужды всем людям вообще. Так, великие княжны Ольга и Татьяна Романовы переживали безнадёжную влюблённость.
Святой Иоанн Кроншадтский до последнего года своей жизни вел дневник, и нам известно, что разнообразные страстные движения были предметом его постоянной борьбы. Однако из его дневника мы можем заметить, что Иоанн никогда не остаётся долго в своём грехе. Тотчас же по совершении его, например, раздражившись, он начинает просить Бога о прощении. Иоанн каялся до тех пор, пока ощутимо не чувствовал возвращение утраченного мира душевного.
Из житийных рассказов и предания мы знаем, что нередко бывало так, когда человек обращался к Богу непосредственно в момент совершения греха. Человек и грешил, и говорил: «Прости меня, Господи». И каждый раз обращение того, кто не в силах сейчас оставить грех, шло на пользу этому человеку. Подобную молитву в момент греха мы можем прочесть между строк в «Исповеди» Блаженного Августина. Его боль о собственных постоянных блудных падениях была велика, но и оставить девушек он не мог. Потребовалась особая помощь Господня, чтобы Августин вырвался из плена блудной страсти. Важно и то доверие Богу, которое он имел, молясь ему и в грехе своём.
Рост души в праведности и святости совершается постепенно. Хорошо, когда кто-то может зафиксировать для нас этапы такого роста. Так, святого Алексия Мечева повернула к святости встреча со святым Иоанном Кронштадтским. До этой встречи Алексий служил Литургию рассеянно и без живой веры. Святого Алексия Гнеушева, нерадивого священника, потрясла встреча с Ангелом, пришедшим причастить умирающего, которого Алексий причастить отказался. Это изменило всю жизнь Алексия и сделало его молитвенником и чудотворцем.
Хорошо, когда остаётся дневник святого. Как в случае с Николаем Японским. Из дневника мы узнаём, что святого постоянно одолевали тоска и уныние. Его мучили страхи и тревога о будущем деле миссии, которому он посвятил жизнь. Однако святой Николай пытался найти выход из своей тоски. Вот что он пишет: «Скучал нередко в Японии, скучаю почти всегда в России. Где же лучше? Там и тогда, где есть настоящее дело».
Трогательны строки Николая о том, что он курил на протяжении 20 лет и, только став епископом, бросил эту привычку, так как считал, что епископу курить не полагается. Как и всякого другого человека, отказавшегося от страсти, его долгое время мучила тяга к курению, о чём он честно пишет в дневнике.
Святой Николай Японский играет с племянницей в лото, как и Антоний Сурожский играл со скаутами в футбол. Его, как и любого человека, тревожит неизвестность и неопределённость во время личной болезни. Так, когда у Николая распух рот, он пишет: «Я испугался, что если опухоль продолжится, то, пожалуй, задушить может». Как это просто и по-человечески. Как это понятно каждому, кто болел и томился в мрачных предчувствиях.
Все эти черты не унижают святого, но показывают, что святой не Ангел, но человек, который постепенно становится человеком небесным.
Путь к Небу долог и труден. Жизнь святых – пример для нас. Но только в том случае, если брать эту жизнь в своей целостности, без романтического глянца.
Что делать тому несчастному, которого тянет совершить самоубийство? Ему может помочь пример святого Паисия Величковского, так как враг его всю жизнь искушал тем же.
Как помочь унывающему? Его страдания облегчит святой Тихон Задонский, который большую часть жизни страдал от уныния. Совет Тихона – во время уныния не оставаться одному, но идти к друзьям. И в этом совете вовсе нет противоречия с мыслью отцов в унынии не оставлять свою келью. Тихон идёт к друзьям, чтобы, согревшись в их любви, утешиться. Это необходимо мягкому и доброму человеку – знать, что его и любят, и ждут.
Мир святых широк и разнообразен. Каждый святой и путь его – и уникальный, и универсальный одновременно. Поэтому в их жизни мы можем находить пример и поддержку, так как попадаем в сходные с ними ситуации. Каждый святой, несмотря на все трудности и боль, достиг и Неба, и радости. Значит, это можем сделать и мы, если только пойдём по тому удивительному, трудному и правдивому пути, который зовётся духовной жизнью.