Димитрий Солунский: за что римская власть убила чиновника, которого сама же и назначила?
Категория: Святые
Этот святой принял мученическую смерть в 306 году, в разгар Великого гонения на христиан, начатого императором Диоклетианом. Почему император, который 19 лет своего правления был к христианам вполне лоялен, при котором они занимали видные должности и в армии, и в госаппарате, и при дворе, вдруг в самом конце своего царствования решил их извести? Диоклетиан не был ни изувером, ни самодуром — все историки отзываются о нем как о последовательном и дальновидном политике и прекрасном администраторе. Все, что он делал, было подчинено одной цели — восстановить силу и величие государства. Но если христиане этому мешали, почему он почти двадцать лет их не трогал?
Империя против Церкви или Церковь против империи?
По версии некоторых исследователей, религия была единственным цементом, который мог скрепить безжизненный государственный механизм. Отсюда стремление поддержать и утвердить древний культ Олимпийских богов, верховным жрецом которого считал себя император, и преследование «новых и неслыханных сект», которые в своем «преступном помрачении ума» хотят ниспровергнуть то, что даровано издревле.
Между тем христианское общество, пользуясь продолжительным спокойствием после гонений императора Валериана (который, кстати, в начале своего правления тоже был вполне лоялен к христианам), разрослось, окрепло и распространилось по всей империи. Оно было спаяно тесными взаимными узами, держалось независимо и смело во всеуслышание заявляло, что его вера одна — истинная. Христианская Церковь была своего рода государством в государстве. Она без всяких заговоров подтачивала древнюю имперскую конструкцию.
При таком положении энергичному и по-своему религиозному императору оставался один исход — вступить в борьбу с Церковью. Что он и сделал. Но не сразу. Для начала ему требовалось укрепить всю государственную машину — очень уж многочисленны и влиятельны были христиане.
Гонение гонению рознь
Гонение началось в 303 году тремя императорскими указами. Первый повелевал разрушать христианские храмы и сжигать книги, второй — заточить в темницы всех представителей христианского духовенства, третий — всем арестованным священникам под страхом пыток принести жертву языческим богам. А в 304 году был издан четвертый указ, давший начало массовым репрессиям — он предписывал всем христианам поголовно приносить жертвы языческим богам.
Правда, сам Диоклетиан исполнял свои указы «без фанатизма», но он правил империей не один. Максимиан, один из его соправителей, правивший на западе (Италия, Испания, Галлия и частично Африка), от природы человек жестокий, доводил меры Диоклетиана до крайности — в его областях, особенно в Африке, было много мучеников. Другой соправитель, Констанций, был человеком мягким, к тому же религиозным эклектиком, предпочитавшим обыкновенному языческому суеверию более или менее чистый монотеизм. Он хоть и не мог отменить указов Диоклетиана, но не очень настаивал на их исполнении.
Третий соправитель императора, правивший на востоке его зять Галерий, о котором христианский писатель Лактанций говорит, что в нем было заметно «зверство, неведомое римлянам», попал в свою стихию: обыкновенными казнями при нем были предание огню, вешание на кресте, растерзание зверями, и тот, кому просто отрубали голову, считал себя счастливчиком. А христиан он еще до всех указов предлагал всех поголовно сжигать заживо. Галерий и префектов назначал себе под стать. И выбранный им в помощники Максимин был не лучше начальника.
Казнить нельзя помиловать
Однако, как ни странно, Димитрия, сына римского проконсула в Фессалониках, который и сам был христианином, и сына своего крестил и воспитал христианином, именно Галерий назначил после смерти отца на его место. И каким чудом явный христианин Димитрий уцелел на своем посту в первые годы гонений, остается только гадать. Возможно, Галерий был слишком занят войной с Персией. Но когда после победы его прибытия ожидали в Фессалониках, Димитрий уже предвидел свою судьбу: он заранее раздал имущество бедным и готовился к мучительной смерти.
По преданию, в честь прибытия Галерия в городе были устроены бои, в которых участвовал считавшийся непобедимым любимец цезаря Лий. Димитрий выставил против него христианина Нестора, который сбросил Лия с помоста на копья. Галерий в ярости приказал тут же казнить победителя, а на следующее утро — и Димитрия.
Мученичество св. Димитрия, критская икона XV века
В IV веке над его могилой была построена первая церковь, а через сто лет иллирийский сановник Леонтий решил вместо нее построить большой храм, алтарная часть которого оказалась на месте захоронения святого, и при ее строительстве были обретены его мощи. Для них специально сделали серебряный киворий (сень над святыней), имевший шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом, а внутри — серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Но при пожаре в VII веке этот киворий погиб.
После этого мощи поместили в мраморную гробницу, а в конце XII — начале XIII века вывезли в Италию. В Фессалоники они вернулись лишь в XX веке.
Любимый святой русских князей
У всех славянских народов святой Димитрий Солунский с древнейших времен почитался как их небесный покровитель. Русские князья часто называли его именем своих первенцев. В 1197 году великий князь Всеволод Юрьевич привез во Владимир икону святого, написанную, по преданию, на его гробовой доске, и это событие стало общецерковным праздником. А при великом князе Димитрии Донском в 1380 году икону перенесли в Москву и поставили в Успенском соборе Кремля.
Автор: Марина Борисова, православный журнал "Фома".