Апостол Фома Дидим (Близнец)
Категория: Святые
Святой апостол Фома был родом из галилейского города Панеады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он всё оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входит в число Двоенадесятицы святых апостолов, 12 учеников Спасителя.
По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: "Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры" (Ин.20,25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. "Господь мой и Бог мой!" – воскликнул святой апостол (Ин.20,28). "Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким". По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. С именем апостола Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери (6 сентября).
Апостолу Фоме молятся при беспокоящем душу неверии, как самому прошедшему это тяжкое состояние....Он одним из первых стал апостолом («посланником») Иисуса Христа, был Ему предан, но, обладая критическим сознанием, отказался верить рассказам апостолов о Его воскресении. (Фомы не было среди других десяти апостолов во время явления им воскресшего Учителя.) «Пока не увижу на Его руках ран от гвоздей и не вложу в эти раны палец – не поверю»! – упрямо твердил он несколько дней своим товарищам (Ин.20:25). Отсюда нарицательное имя – «Фома неверующий» (т. е. «неверный»!). Явившийся через неделю Христос предложил ему осязать свои раны с укоризненными словами: «Ты поверил, потому что увидел Меня? Блаженны не увидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29). Православный богослужебный календарь нарочито посвящает этому событию следующее воскресенье после Пасхи (Антипасха, или, в народной терминологии, «Фомина неделя»).
Житийная традиция с лихвой компенсирует этот непохвальный эпизод его биографии символической подробностью прославления усопшей Богоматери. Апостолы, собравшиеся в Иерусалим для Её погребения со всех концов Римской ойкумены, должны были на третий день вновь раскрыть гробницу для запоздавшего Фомы, проповедовавшего в далекой Индии. Ранее усомнившийся в воскресении Христа, он теперь сам возвестил о воскрешении Его Матери: желая поклониться телу Марии, он нашел в пещере одни погребальные пелены.
Мистическая традиция древних гностиков (от греч. гносис – "знание"), обыгрывая образ Фомы как «близнеца» Иисуса Христа и единственного из апостолов, будто бы удостоившегося откровения о «тайном смысле» Его учения, воплотилась в древних апокрифических памятниках: Евангелие от Фомы, Книга Фомы Атлета, Деяния Фомы (существуют русские переводы). По преданию, он проповедовал в Палестине, Эфиопии, Месопотамии, Парфии и даже крестил евангельских волхвов (магов). Затем он отправился к индийскому царю Гондоферу, крестил его и обратил в христианство многих жителей этой сказочной страны. За это верховный языческий жрец в ярости пронзил Фому мечом. Христиане Индии называют себя "христианами апостола Фомы" и указывают место его погребения на Малабарском побережье Индийского океана.
Издавна в народном религиозном обиходе принято выбирать покровителей профессий и специализаций – традиция несколько смешная и наивная, берущая начало от языческих богов-патронов (будем снисходительны). Так вот, следуя этой традиции, Фому можно назвать также «Апостолом эмпирического знания».
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия