Загадки рисунков Достоевского: что скрывается за набросками в рукописях гения
Категория: Культура
Рисунки в рукописях Достоевского не всегда просто иллюстрации к тексту. Во многих из них — ключи к образам его героев, другие рассказывают, о чем думал Федор Михайлович, когда писал. Вот лишь пять примеров таких «говорящих» набросков.
1. Печальный Наполеон и святой доктор
На этом листе сверху изображён человек похожий на Наполеона. Это — одна из ключевых фигур для героя «Преступления и наказания» Родиона Раскольникова и его сверхидеи.
Нам давно раз и навсегда объяснили, что автор осуждает теорию по определению великих и ничтожных людей, живым воплощением которой для него был император французов. Однако в этом портрете нет ни иронии, ни пародии (которая присутствует, например, в уничижительном описании Наполеона Л.Н. Толстым). Напротив, на рисунке Достоевского император выглядит скорее трагическим героем: асимметричное лицо, взгляд обращён как бы внутрь себя — напоминает «Воздушный корабль» Лермонтова, где бывший правитель бесконечно одинок. Судя по этому портрету, Достоевский, похоже, сочувствовал его трагической судьбе, хоть и не считает его путь верным.
А ниже — изображение московского «святого доктора» Гааза, известного своей бескорыстной помощью заключённым. Завуалированное упоминание о нем есть в романе «Идиот» (когда Ипполит рассказывает историю «старичка-генерала»). И, как мы видим, автор думал о нем и когда писал «Преступление и наказание», хотя в самом романе речи о нем нет.
Судя по всему, эти рисунки говорят о том, что писатель размышлял, как показать несбыточное желание главного героя стать одновременно и Наполеоном, и доктором Гаазом, ради великой цели поправ нравственный закон. И как Наполеон и Гааз становятся двумя «лицами» идеи Раскольникова.
Кроме того, рядом с портретом Наполеона Фёдор Михайлович каллиграфически вывел: «Поруч. Достоевский». Что это? Быть может, намёк на то, как он сам когда-то решил для себя «проблему Наполеона», подав в отставку в тот же день как получил звание поручика?
2. Семья Раскольникова или... самого Достоевского?
Мы видим изображение Раскольникова (справа), его матери (слева) и сестры (внизу). В портретах Пульхерии Александровны и Дуни исследователи усмотрели внешнее сходство с матерью Достоевского Марией Фёдоровной и его сестрой Варварой Михайловной.
Федор Михайлович вряд ли мог использовать в романе какие-то воспоминания, связанные с матерью: когда он попал на каторгу, Мария Фёдоровна уже умерла. Однако глубокую привязанность Раскольникова к матери он описал действительно с автобиографической точностью. По словам жены писателя, «Фёдор Михайлович охотно вспоминал о своём счастливом, безмятежном детстве и с горячим чувством говорил о матери». В памяти всех, кто ее знал, она осталась доброй, мягкой женщиной, а крестьяне называли её «душевной барыней».
Интерпретировать появление изображения Дуни Раскольниковой с лицом Варвары Достоевской гораздо сложнее: в романе есть сюжет, больше связанный с другой сестрой автора — Верой. Именно она по совету родственников в 17 лет вышла замуж за врача Александра Павловича Иванова, который был вдвое старше её и виделся с ней до свадьбы всего три раза. Все это напоминает намерение Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы обеспечить мать и брата. Впрочем, брак Иванова и Достоевской оказался удачным, и у писателя не было повода изображать жениха сестры в неприглядном образе Лужина. Возможно, это была только подсказка сюжетной линии.
А вот с Варварой Достоевской связана поистине мистическая история. Она отличалась патологической скупостью, чем спровоцировала грабителей, решивших, что она очень богата. В газете «Московский листок» заметка о ее убийстве вышла под заголовком «Жертва скупости». Так Варвара Михайловна повторила печальную судьбу старухи-процентщицы, но… через много лет после смерти писателя.
3. На кого похож убийца?
Здесь изображён Раскольников в момент убийства Лизаветы. И вот что удивительно — у персонажа есть явное сходство с автором. Да, многие знают, что в историю Раскольникова Достоевский вплел некоторые факты своей биографии: вспомним хотя бы каторгу, через которую он прошел, и на которую попадает его герой. Но этот рисунок показывает, насколько сильно — не только в биографических деталях, а во всем вплоть до внешности — мог Достоевский ассоциировать себя с Раскольниковым.
4. Что за красивые буквы!
Герой романа «Идиот» князь Мышкин в совершенстве владел каллиграфией и поражал этим окружающих. Рисунки самого Достоевского показывают, что автор и его наделил какими-то своими чертами.
Да, зачастую рукописи Достоевского разобрать трудно, но порой он вдруг начинает выводить очень красивые буквы — чувствуется и талант каллиграфа, и знания, полученные во время обучения в инженерном училище. И это не просто увлечение. Это проявление извечной темы Достоевского — попытки проникнуть в тайны красоты, поиска совершенной гармонии.
5. Русский писатель и... готика!
Достоевский прекрасно владел перспективой: даже буква в его рукописях порой разрастается до трёхмерного изображения. Эту профессиональную точность в рисунках, да и саму склонность к визуальной фиксации своих мыслей писатель приобрёл еще в Главном инженерном училище. А после его окончания Достоевский успел еще поработать в Чертёжной Инженерного департамента — правда, всего год. Но интерес к архитектуре сохранил на всю жизнь — это видно по рисункам готических сооружений в его рукописях.
Он еще во время учёбы выбрал в качестве учебного проекта чертёж Кёльнского собора. Правда, когда впервые увидел его вживую — разочаровался и назвал этот шедевр готики «галантерейной вещицей вроде пресс-папье на письменный стол, сажен в семьдесят высотою». За внешней «красивостью» он сперва не разглядел глубокого художественного замысла и вдохновения. Однако уже спустя месяц, вновь проезжая через Кёльн, «хотел «на коленях просить у собора прощения» за то, что «не постиг в первый раз его красоту».
Это впечатление отразилось в набросках элементов готического храма в черновиках «Бесов». Причем в некоторых из них стрельчатое окно увенчано луковицей православной церкви и все это создает контур горящей свечи, одного из важнейших для Достоевского образов. Не случайно лица на многих портретах в его рукописях изображены как бы при свечах.