Фильмы Георгия Данелии

90 лет назад родился кинорежиссер и сценарист Георгий Данелия. Многие его знают по картинам «Я шагаю по Москве», «Кин-дза-дза!» и «Афоня» или как автора сценария к фильму «Джентльмены удачи». Эти картины стали классикой советского кинематографа, а часть из них давно разобраны на цитаты. В честь дня рождения выдающегося режиссера «Фома» решил напомнить о четырех картинах Данелии, которые мало смотрят и показывают — а зря.

«Серёжа» (1960)

«Дядя Петя, ты дурак?» — возможно, вы слышали эту цитату много раз, но не знаете, откуда она. Так вот, она из картины «Сережа» — полнометражного дебюта Георгия Данелии, которую он снял вместе с режиссером Игорем Таланкиным по одноимённой повести Веры Пановой. Черно-белый фильм рассказывает историю пятилетнего мальчика Сережи, у которого появился отчим. Отношения у мужчин складываются своеобразно (Сережа называет его исключительно по фамилии — Коростелёв), но удачно: «новый папа» становится лучшим другом мальчика и в отличие от большинства взрослых способен его слышать и воспринимать серьезно.

«Совсем пропащий» (1973)

«Совсем пропащий» — экранизация романа «Приключения Гекльберри Финна», по мнению американских критиков, признана лучшей экранизацией Марка Твена. Приключенческая картина рассказывает историю мальчика Гека и его друга, беглого темнокожего раба Джима.

— Скоро Джим будет свободным. А люди скажут: «Совсем пропащий ты, Гек! Беглому негру помогаешь!»

«Слёзы капали» (1982)

Удивительная картина, снятая по мотивам христианской сказки «Снежная королева» Ханса Кристиана Андерсена. В главной роли — Евгений Леонов, герою которого в глаз попадает осколок волшебного зеркала, превращая доброго и отзывчивого человека в «абсолютно нормального хама» — именно так характеризует его врач.

— На чём мы остановились?

— На стрессе! Только ты, Паша, не ходи у них на поводу, никакого стресса у тебя нет. У тебя в глазу волшебное стеклышко, и тебе надо срочно поплакать, чтобы оно выпало, а то у тебя сердце заледенеет. Срочно поплакать, слышишь?!

— Машенька, я уже поплакал…

— Поплакал? Тогда, дедушка, теперь ты спой песенку, чтобы все грустинки испугались и откинули копыта в тартарары, прямо лешему в лоб. Паша, а тартарары — это где?

— Машенька, — в сказке…

«Осенний марафон» (1979)

У талантливого педагога и переводчика Бузыкина нерешительный характер. Он не может уйти от супруги к женщине, с которой давно тайно встречается, не может отказать эксплуатирующей его талант сокурснице, а когда, наконец, решается на смелый шаг – терпит фиаско, так как по природе он мягок и податлив, как воск.

Автор: Кирилл Баглай